Возможности для бизнеса в части поставок оборудования и создания новых производств
АО «Самрук-Казына» и НПП «Атамекен» открывают казахстанскому бизнесу новые возможности для замещения импорта на базе off-take-договоров.
На днях президенту РК был официально презентован завод по производству высоковольтных электротрансформаторов в Туркестанской области с объёмом производства до 120 трансформаторов и силовых реакторов, из которых до 40% продукции планируется экспортировать за рубеж. Новое предприятие примечательно тем, что стало первой ласточкой в реализации инициативы фонда «Самрук-Казына» и НПП «Атамекен» по импортозамещению.
Так, завод Asia Trafo получил первый заказ в размере 4 млрд тенге на производство и поставку шунтирующих реакторов от АО KEGOC ещё до официального запуска. Формат, введённый фондом и Палатой предпринимателей – off-take-договор – предполагает долгосрочный договор с отлагательными обязательствами. То есть предприятие получает заказ на налаживание нового вида производства, не имеющего аналогов в РК. Новый формат сотрудничества государства, нацкомпаний и бизнеса позволяет трансформировать госзакупки в реальные инвестиции в новые технологичные производства.
«Договор рассчитан на три года с возможностью пролонгации. Потребность [KEGOC] на реакторы четырёх видов – на общую сумму четыре миллиарда тенге до 2020 года, на 2019 год – на два миллиарда тенге на два реактора. Условия договора – 30 процентов предоплата, сроки изготовления согласованы с заказчиком в лице KEGOC, наш завод может производить и поставлять и реакторы, и трансформаторы. Производство реакторов – это новый вид производства. Мы благодарны «Самрук-Казына» за возможность наладить новый вид продукции», – рассказывает председатель cовета директоров Alageum Electric, Еркебулан Ильясов. (Прим.: ТОО Asia Trafo входит в холдинг Alageum Electric).
В чём суть off-take-контракта, детализирует управляющий директор по операционной деятельности АО «Самрук-Казына» Алишер Пирметов.
«Мы даем гарантированный объём для тех отечественных компаний, которые начинают запуск новых для страны производств. Раньше это оборудование мы завозили из-за рубежа, то есть импортировали. По сути, наши деньги уходили за рубеж и мы финансировали чужую экономику. Заключив такие контракты, мы, во-первых, стимулируем отечественных предпринимателей инвестировать в местное производство; во-вторых, создавать новые производства, которых до этого не было вообще. Это, соответственно, и новые технологии, и самое главное – рабочие места. Другим важным плюсом является то, что деньги остаются в стране и дают дополнительные платежи в бюджет», – комментирует abctv.kz преимущества нового формата сотрудничества топ-менеджер ФНБ.
По условиям сотрудничества цены на закупаемую нацкомпанией продукцию не должны превышать среднерыночную цену, отмечает Пирметов. Однако, что примечательно, «в случае с Asia Trafo они приняли на себя обязательство снизить стоимость оборудования на 15% при сохранении качественных параметров».
Само соглашение между компаниями появилось в рамках сотрудничества между квазигосударственным сектором и Национальной палатой предпринимателей (НПП) «Атамекен» по поддержке отечественных производителей и импортозамещению, которые, в свою очередь, поставил глава государства, подчёркивает заместитель председателя правления НПП Куаныш Бишимов.
«Мы создали совместно проектный офис, отработали чистый пул импорта, который сегодня закупают дочерние предприятия ФНБ «Самрук-Казына», на базе этого мы сформировали то, что сегодня могут наши предприятия производить. В рамках данного соглашения мы ввели понятие off-take-контракт, которого ранее не было в правилах «Самрук-Казына», и поставили задачу для себя разработать программу импортозамещения, мы её назвали программой создания новых производств, в её рамках мы тоже хотим обеспечить наши предприятия долгосрочными договорами», – продолжает Бишимов.
В следующем году, по его словам, планируется ещё ряд проектов, среди которых создание производства по литью осей для колёсных пар железнодорожных составов, так как сегодня существует ряд проблемных вопросов по безопасности на железной дороге (включая и сход вагонов).
«Сегодня оси и колёса завозятся из России. Мы полностью зависим от них. Перевозки растут, наши предприятия испытывают огромный дефицит по поставке осей и колёсных пар. Там будет задействован металлургический комплекс в Павлодаре, заготовки он уже будет лить сам. А обрабатывать и производить в Экибастузе. Тоже планируем обеспечить долгосрочную поддержку проекту через off-take-договоры», – поясняет Бишимов.
В рамках совместной программы по импортозамещению НПП «Атамекен» будет искать отечественные компании, обладающие потенциалом по запуску новых производств, а фонд обеспечит их гарантированными заказами.