В видении глобального климата АБР нет места для “грязной” энергии
Буквально несколько недель назад ведущие мировые специалисты по климату предупредили, что глобальное потепление на 2˚C окажет даже более пагубное воздействие, чем это ранее ожидалось. Доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата призывает к более быстрой декарбонизации мировой экономики с целью ограничения потепления до 1,5˚C.
Выбросы парниковых газов не снизятся достаточно быстро, если глобальные инвестиции в чистую энергию не удвоятся, и все страны не перейдут на возобновляемые источники энергии, и особенно в Юго-Восточной Азии – в регионе, где, с одной стороны, выбросы парниковых газов растут стремительными темпами, а с другой стороны, здесь проживает самое большое количество людей, которые остро страдают от самых суровых последствий изменения климата.
Содействие переходу к зеленым источникам энергии и их инвестирование Азиатским банком развития (АБР) воспринимается как серьезная ответственность. Развивающиеся страны-участницы нашего банка уже предпринимают меры для защиты своего населения, выдвигая в программах развития на первый план политику и развитие зеленых технологий, не влияющих на изменение климата.
Наша приверженность поддержке этих усилий продемонстрирована в недавно утвержденной долгосрочной Стратегии до 2030 года. В этой Стратегии мы берем на себя обязательство, что 75% всех проектов АБР будут поддерживать смягчение воздействия и адаптацию к изменению климата. Климатическое финансирование из собственных ресурсов АБР в период с 2019 до 2030 гг. возрастет до 89 мрлд долларов США.
Наша сосредоточенность на чистой энергетике уже начинает оказывать воздействие. В соответствии с нашей целью климатического финансирования 2020 в 3 млрд долларов годовых инвестиций в чистую энергию, АБР одобрил в прошлом году выделение чуть более 2 млрд для 25 проектов возобновляемой энергии и энергоэффективности. За счет них будут развернуты новые генерирующие мощности в 1,557 мегаватт на возобновляемых источниках, достигнута экономия электроэнергии в 738 гигаватт-часов в год и не допущено выбросов парниковых газов эквивалентных 11,8 млн тонн двуокиси углерода в год.
В самом сердце нашей работы по климату лежат инновационные технологии. Мы финансируем проекты передачи и распределения электроэнергии, включающие интеллектуальные сети и технологии хранения энергии, которые обеспечат доступ к энергии для большего количества людей и помогут интегрировать возобновляемую энергию в электроэнергетические системы. Передовые достижения, включая микросети с хранилищами энергии на основе возобновляемых источников, энергия из отходов, геотермальная энергия, улавливание и хранение углерода и искусственный интеллект, играют центральную роль в перспективах низкоуглеродного развития региона.
Таков и частный сектор, который может помочь инициировать освоение этих технологий. Мы помогаем коммерческим компаниям по всей Азии, включая отдаленные и уязвимые страны, такие как Самоа, развивать солнечную и другие виды чистых источников энергии, необходимые им для процветания.
АБР недавно создал технологический фонд высокого уровня дли продвижения инновационных проектов. В рамках инфраструктурного проекта по передаче электричества в Пакистане будут установлены батареи для хранения электричества рядом с ветропарком в районе Тхатта, провинции Синдх, что поможет компании повысить надежность сети и передавать прерывистую возобновляемую энергию. Во Вьетнаме мы, через два фонда, ориентированных на чистую энергию, финансируем строительство солнечных батарей, которые будут расположены в плавучем состоянии на поверхности водохранилища существующей гидроэлектростанции.
Однако, еще многое предстоит сделать. Около 439 миллионов человек в развивающихся странах Азии остаются без электричества. Большинство из них проживают в районах, недоступных для электросетей. Чтобы им помочь, мы активизируем поддержку автономных решений, не входящих в энергосистемы, таких как микросеть на базе солнечных элементов с батарейным накопителем энергии на острове Кобрадор в Филлипинах, для которой мы предоставили техническую и грантовую помощь. Такие проекты могут обеспечивать электроснабжение 24 часа в сутки для отдаленных и сельских районов и сократить зависимость от ископаемых видов топлива. Более того, такие проекты могут широко тиражироваться.
Обеспечивая возможности для наших развивающихся стран-участниц трансформировать свои энергосистемы, в переходный период мы оказываем поддержку инвестициями в новые и эффективные электростанции на природном газе, которые выделяют на 50-60% меньше СО2 по сравнению с новыми электростанциями на угле.
В прошлом были случаи, когда угольные теплоэлектростанции были единственным экономически жизнеспособным вариантом решения проблемы хронических отключений электроэнергии, которые непропорционально воздействовали на самое бедное население в развивающихся странах-участницах АБР. Последний подобный случай имел место 5 лет назад в Пакистане, где мы финансировали очень важную угольную электростанцию в Джамшоро, которая до наших инвестиций работала на мазуте, сильно загрязнявшем окружающую среду.
Чистая энергия – это будущая сила Азии. В целях содействия ее реализации, АБР стал включать теневую цену углерода в свой экономический анализ проектов, чтобы отразить негативные внешние последствия, вызываемые выбросами парниковых газов.
Применяя теневую цену углерода в 36,30 долларов за тонну СО2 (подлежащую ежегодному увеличению на 2% в реальном выражении) для всех проектов, мы поощряем инновационные проекты с низкими выбросами, и затрудняем финансирование проектов, которые в большей мере загрязняют окружающую среду. Учитывая все более конкурентоспособную стоимость технологий возобновляемое энергии, растущий риск превращения запасов ископаемого топлива в фальшивые активы, и растущую теневую цену углерода, электростанции на угле не смогут более оставаться жизнеспособным вариантом покрытия спроса на электроэнергию в развивающихся странах.
АБР будет продолжать помогать своим развивающимся странам-участницам достигать целей, предусмотренных Парижским соглашением по изменению климата. Выполняя свои собственные обязательства в отношении климатического финансирования, мы постараемся обеспечить, чтобы в портфеле кредитов АБР не было места для “грязной” энергии.