10-я Казахстанская Международная выставка «Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение»

Выставка перенесена на 2025 год

Астана, Казахстан

10-я Казахстанская Международная выставка «Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение»

Выставка перенесена на 2025 год

Астана, Казахстан

TOP-10 событий нефтегазового рынка Казахстана 2017 года

Республиканский еженедельник «Деловой Казахстан» составил рейтинг наиболее значимых событий в нефтегазовой отрасли страны, которые, по версии издания, не просто повлияли на результаты развития сектора в 2017 году, но и определили ее дальнейшие шаги на ближайшее будущее. При формировании рейтинга учитывались такие принципы, как важность события для отрасли, резонанс среди общественности, а также влияние произошедшего на будущее отечественного нефтегазового комплекса.

НОВОВВЕДЕНИЯ ДЛЯ НЕДР

Долгожданное подписание президентом Нурсултаном Назарбаевым Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» накануне нового года подарило участникам рынка нововведения, соответствующие, по мнению экспертов, лучшим мировым практикам. В частности, документом предусматривается переход на международный порядок оценки запасов, упрощение предоставления права недропользования по аналогии австралийской модели путем внедрения лицензионного порядка по принципу «первый пришел – первый получил», предоставление гарантий стабильности условий недропользования, обеспечение доступности геологической информации с переводом ее в цифровой формат и открытости данных о недропользователях, условиях недропользования и конечных бенефициарах. В нефтяной отрасли государство сохранит за собой приоритетное право в отношении стратегических участков по углеводородам, где присутствует национальный нефтегазовый холдинг «КазМунайГаз».

Совершенствованию в течение всего прошлого года подверглось и налоговое законодательство. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», подписанный главой государства в конце декабря и ставший одним из обсуждаемых и критикуемых в 2017 году ввиду его первоначальной объемности и сложности, отменил бонус коммерческого обнаружения в геологоразведке и предложил альтернативный налог на недропользование для морских и глубоких нефтегазовых месторождений.

Эксперты сочли нововведения одними из прогрессивных, способных обеспечить конкурентоспособность работы недропользователей в Казахстане по сравнению с другими странами и улучшить инвестиционную привлекательность отрасли.

ТОПЛИВНЫЙ КРИЗИС

Топливный кризис, стоивший в истекшем году должностных кресел некоторым ответственным за обеспечение рынка ГСМ лицам, стал самым громким и самым обсуждаемым событием в нефтегазовой отрасли в истекшем году. По сути, он был прогнозируем еще в начале года, когда в стране были зафиксированы случаи дефицита и удорожания бензина. В частности, в середине января цена литра самой ходовой марки бензина АИ-92 выросла до 137 тенге на АЗС «КазМунайГаз Өнімдері», что вызвало беспокойство среди потребителей, а в марте с дефицитом сжиженного газа на газозаправочных станциях Актюбинской области, в частности, пришлось разбираться акимату и прокураторе.

Тогда Министерство энергетики объясняло ситуацию несколькими основными причинами: увеличением количества автомобильного транспорта (до 3 млн 924 тыс. легковых автомобилей в 2016 году с 1 млн 58 тыс. в 2001 году), ростом потребления ГСМ, не поспевающим за увеличением объемов производства на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах (при росте спроса до 8 млн 775 тыс. тонн в 2016 году с 3 млн 590 тыс. тонн в 2001 году выработка бензина возросла почти до 3 млн тонн с 1,5 млн тонн соответственно); зависимостью от российского импорта, составляющего порядка 30% казахстанского потребления; и, конечно, сравнительно низкой ценой ГСМ.

Касательно последнего утверждения отметим, что по итогам первого полугодия 2017 года Казахстан оставался лидером по дешевизне бензина среди стран СНГ и Европы. Так, по данным РИА Рейтинг, которые основываются на официальных показателях статистики государств, в пересчете на рубли цена литра 95-го бензина здесь составляла 28,8 рублей. Для сравнения, в Беларуси и России, следовавшими в том рейтинге сразу за Казахстаном, литр 95-го в аналогичном периоде стоил 38,4 рубля и 40 рубля соответственно; а в Норвегии – 104,6 рубля за литр – здесь бензин был признан самым дорогим в Европе. При этом, по сведению РИА Рейтинг, в первом полугодии прошлого года, несмотря на первую позицию по дешевизне, наибольший рост цен на бензин отмечался именно в Казахстане (+5,3%).

В начале минувшего года чиновники обещали решить проблему с дефицитом бензина на местном рынке в течение нескольких месяцев с запуском НПЗ на полную мощность. Кроме того, они выразили готовность исправить перекосы налогообложения при формировании нового Налогового кодекса и Кодекса о недрах, решив в пользу казахстанских производителей проблему акциза, составляющего 10,5 тыс. тенге за тонну при оптовой реализации, в сравнении с 4,5 тыс. тенге за тонну для топлива российского происхождения. Но к осени ситуация на топливном рынке стала накаляться.

Согласно графику планово-предупредительного ремонта, утвержденному Министерством энергетики, с 18 августа был остановлен на капитальный ремонт Атырауский НПЗ. А с 1 сентября в соответствии с тем же министерским графиком на капремонт на 60 дней встал комплекс глубокой переработки нефти (КГПН) Павлодарского НХЗ, 20 сентября – все остальные комплексы и установки этого завода, включая комплекс первичной переработки нефти (КППН), – его ремонт должен был продлиться 37 дней. Снова выйти на технологический режим ПНХЗ рассчитывал 26 октября. За время проведения капремонтов на заводах должны были выполнить весь необходимый объем работ, в том числе объединить в единый технологический цикл существующие реконструированные установки и новые объекты, построенные в рамках модернизации. Руководство ПНХЗ утверждало, что, несмотря на остановку завода на капремонт, в резервуарах предприятия имелся достаточный запас нефтепродуктов для обеспечения спроса, а потому, когда в середине сентября на АЗС ряда регионов Казахстана образовались километровые очереди за бензином, вовсе не испытали чувства вины за создавшийся дефицит.

Отраслевое министерство же объявило виновниками топливного кризиса удорожание и сокращение российского импорта и корректировку курса национальной валюты. Напомним, к октябрю – пику кризиса – цена бензина марки АИ-92 на границе Казахстана и России возросла на 10% с $505 до $555 за тонну, а курс тенге к доллару за данный период – на 3% с 330 тенге до 340 тенге. Учитывая, что розничная цена бензина в летний период не повышалась, существенно снизились импортные поставки с 80-90 тыс. тонн в месяц до 35-50 в июне-августе – доля импорта на рынке в этот период не превышала 15%. В сентябре компаниям было рекомендовано увеличить импорт. С учетом всех налогов и транспортировки цена импортного бензина составляла уже 151-155 тенге за литр, тогда как у крупных казахстанских ресурсодержателей он стоил на 10-15% дешевле, хотя данного объема было недостаточно для обеспечения потребностей рынка. Позже, во избежание дисбаланса цен по республике и для снижения возникающих убытков нацкомпания «КазМунайГаз» установила единую розничную цену на бензин АИ-92 на всех своих АЗС на уровне 161 тенге за литр.

Президент Нурсултан Назарбаев возложил ответственность за сложившийся на рынке дефицит топлива на правительство и Министерство энергетики. Как известно, результатом кризисных событий на рынке, включая дефицит топлива и срыв графика модернизации НПЗ, стало объявление главой государства выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву, кроме того, своих кресел лишились другие ответственные за самочувствие рынка лица, а казахстанские АЗС были оштрафованы на 960 млн тенге.

Минувший топливный кризис стал анализатором ситуации в экономике страны, добывающей десятки миллионов тонн нефти, но ежегодно устраивающей себе «топливный капкан».

КАШАГАНСКАЯ «ЗАМОРОЗКА»

Многолетний юридический спор между Казахстаном и молдавским бизнесменом Анатолием Стати о выплате последнему компенсации понесенных убытков обернулся в минувшем году замораживанием Амстердамским судом принадлежащих Фонду национального благосостояния «Самрук-Казына» 50% акций KMG Kashagan B.V. в пользу принадлежащих Стати компаний. Голландский суд 14 сентября 2017 года принял, а 9 января 2018 года оставил в силе решение об ограничении действий с акциями, которые, в соответствии с данными ограничениями, не могут быть проданы, переданы или обременены в течение срока действия данной обеспечительной меры. Решение об аресте доли было принято после того, как Bank of New York Mellon Corp. в рамках этого дела заморозил около $22 млрд Национального фонда Казахстана. Между тем как, по информации Reuters, Анатолий Стати собирается просить голландский суд обязать «Самрук-Казына» продать долю в Кашагане для возмещения ему убытков, сам фонд заверяет, что сохраняет все свои права голоса по акциям и по-прежнему осуществляет управление KMG Kashagan B.V. в обычном режиме.

ОПЕК+: ВЫНУЖДЕННАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Несмотря на желание наращивать производство и экспорт сырой нефти, Казахстан все же присоединился к соглашению ОПЕК о снижении добычи до конца 2018 года, победив собственные амбиции. Страны ОПЕК и не-ОПЕК 30 ноября в Вене договорились продлить действие соглашения об ограничении добычи еще на девять месяцев, таким образом, способствуя восстановлению равновесия мирового спроса и предложения и выразив уверенность в том, что все его участники будут строже соблюдать условия сделки. Напомним, соглашение о сокращении добычи нефти до уровня октября 2016 года (на 1,2 млн баррелей в сутки – до 32,5 млн баррелей в сутки, страны не-ОПЕК – на 558 тыс. баррелей в сутки) было принято 24 странами ОПЕК и не-ОПЕК в декабре 2016 года, когда стоимость нефти упала до $35-40 за баррель, и должно было действовать до конца июня 2017 года. Участники соглашения считали, что без роста добычи мировые запасы начнут таять, позволив баррелю вырасти до $60-70. В течение 2017 года большинство участников сделки, за исключением, пожалуй, не совсем дисциплинированных Ирака и Казахстана, старались выполнять взятые на себя обязательства и даже несколько перевыполнили собственные планы. В мае сделка была продлена до 31 марта 2018 года, но это не изменило ситуации на рынке и не подтолкнуло цены вверх, оставив их в коридоре $50 + за баррель.

На этом фоне в июле министр энергетики Канат Бозумбаев объявил о планах Казахстана по плавному выходу из соглашения ОПЕК, отметив, что Астана еще не определилась со своей позицией относительно необходимости продления соглашения и что «это вопрос ноября». В сентябре Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан готов поддержать инициативу ОПЕК+, если это будет способствовать росту цен на нефть. «Казахстан снизил на 20 тыс. баррелей, хотя с пуском Кашагана нам не так просто это делать, но мы солидарность проявляем, потому что это влияет на цены, – сказал он, добавив, что средняя цена нефти в $52-55 за баррель устраивает всех участников соглашения, включая Казахстан, чей бюджет сформирован, исходя из $40-45. – Если эта позиция будет срабатывать, то мы и дальше будем поддерживать солидарность с другими нефтедобывающими странами, чтобы удерживать такую возможность по цене. Конечно, чем больше цена, тем больше поступления денег. Мы накапливаем в Национальном фонде, который помогает нам выходить из кризиса, развивать индустриализацию, развивать инфраструктуру Казахстана».

Определить позицию Казахстану «помогли» переговоры с представителями ОПЕК, которые по итогам встречи выразили надежду, что выводы, к которым удалось прийти с такими странами, как ОАЭ, Ирак, Казахстан и Малайзия, «позволят достичь полного соблюдения соглашения».

После ноябрьского продления сделки Канат Бозумбаев заявил, что присоединение нашей страны к новому продлению было большим компромиссом со стороны Казахстана и что, учитывая растущую добычу на каспийском месторождении Кашаган, запущенном в эксплуатацию в конце 2016 года, соблюдение данного соглашения для страны будет «достаточно сложным».

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ЭКСПОРТ И ВОСТОЧНЫЙ ТРАНЗИТ

Начало экспорта казахстанского газа в Китай в октябре прошлого года было расценено как поистине историческое событие, нацеленное на придание нового импульса не только развитию газовой отрасли, но и экономике нашей страны в целом. Исторически все поставки казахстанского газа на экспорт осуществлялись в Европу и только через территорию России. Организация альтернативных поставок в Китай стала возможной в результате заключения договора купли-продажи между национальным оператором АО «КазТрансГаз» и PetroChina International Company Limited. Если первоначально речь шла об экспорте в КНР 5 млрд кубометров газа с месторождений, расположенных на западе Казахстана, а также из имеющихся запасов подземных газохранилищ «КазТрансГаза», то буквально на днях по итогам переговоров между «КазМунайГазом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией была достигнута договоренность о перспективном увеличении соответствующих поставок до 10 млрд кубометров в год. Было принято решение поэтапно увеличивать мощность двух ниток «А» и «В» газопровода Казахстан-Китай к концу 2019 года. А для расширения транспортировки по казахстанской территории намечены планы по наращиванию мощности магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент (ББШ) за счет строительства новых компрессорных станций и модернизации действующих.

По данным «КазТрансГаза», поставки природного газа из центральноазиатских государств в КНР через газопровод Центральная Азия – Китай в 2017 году возросли на 13,4% до 38,7 млрд кубометров, а с начала введения в строй транснационального газопровода в конце 2009 года в Китай было транспортировано в общей сложности 203,2 млрд кубометров газа.

Для обеспечения поставок «КазТранс­Газ» объединил все магистральные газопроводы страны в единую газотранспортную систему, диверсифицировал основные газовые маршруты, ввел в эксплуатацию мощные компрессорные станции (КС) «Бозой», «Караозек» и «Акыртобе» и установку по осушке газа, а также реконструировал подземное газохранилище «Бозой».

В частности, в апреле на КС «Бозой», построенной в Актюбинской области на 311 километре газопровода ББШ и способной принимать газ сразу из двух магистральных газопроводов разного давления (Бухара-Урал и Средняя Азия – Центр), был произведен запуск газоперекачивающего агрегата последнего поколения, не имеющего аналогов в СНГ. А в декабре Нурсултан Назарбаев дал старт работе установки осушки газа на реконструируемом подземном газохранилище «Бозой» – стратегического сооружения, основной задачей которого является регулирование сезонного потребления газа. На сегодняшний день утвержденный проектный объем хранения газа здесь составляет 4 млрд кубометров газа. Дооснащение хранилища газа новым современным объектом позволило повысить его надежность и безопасность, увеличить суточную производительность отбора и закачки газа до проектных 27 млн кубометров в сутки, улучшить качество газа, снижаемое в результате его насыщения парами пластовых вод во время хранения в глубоких пластах (350-383 метров), и сократить время закачки и отбора газа с 200 до 150 дней.

Стабильное газоснабжение южных регионов Казахстана в зимний период будет поддерживаться благодаря подписанному в Ташкенте межправительственному соглашению между Казахстаном и Узбекистаном о взаимовыгодном сотрудничестве в сфере транспортировки и транзита природного газа, согласно которому по узбекской газотранспортной системе Газли-Шымкент на юг нашей страны будет транспортироваться дополнительный объем казахстанского газа.

В июне председатель совета директоров АО «КазТрансГаз» Кайрат Шарипбаев отметил, что «диверсификация транзитных и экспортных маршрутов транспортировки казахстанского газа, а также увеличение объемов экспорта голубого топлива – это важные стратегические задачи, которые были поставлены главой государства».

Не менее важное значение в истекшем году имело и увеличение в Китай транзита центральноазиатского газа по транснациональному газопроводу Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, частью которого как раз и является газопровод ББШ и на который в свое время Астана сделала большую ставку. С вводом в строй в конце 2009 года участка Казахстан-Китай существенно изменилась ситуация в развитии газового сектора на всем постсоветском пространстве, которое до этого момента ориентировалось лишь на европейские рынки. Тогда Казахстан обрел принципиально новый статус в отрасли – транзитного государства.

Ввод в эксплуатацию компрессорных станций №1 и №3 на нитке «С» артерии Казахстан-Китай в ноябре и декабре 2017 года позволил повысить ее производительность газопровода и увеличить объемы транзита газа до 25 млрд кубометров в год, обеспечив при этом максимальную надежность процесса бесперебойной транспортировки. Обе новые станции – СКС-1, расположенная вблизи поселка Баспанды в Южно-Казахстанской области, и СКС-3, построенная рядом с поселком Айша биби в Жамбылской области, стали частью транснационального проекта Центральная Азия – Китай, связывающего четыре государства – Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Китай. Их строительство и дальнейшую эксплуатацию обеспечило ТОО «Азиатский газопровод» – совместное предприятие АО «КазТрансГаз» и Trans-Asia Gas Pipeline Co Ltd.

Новые компрессорные станции оснащены самым современным оборудованием от ведущих мировых производителей. В частности, на них установлены газоперекачивающие агрегаты компаний Rolls Royce, каждый из которых способен прокачивать 2,4 млн кубометров газа в час.

В целом, по данным АО «КазТрансГаз», с момента запуска в эксплуатацию магистрального газопровода Казахстан-Китай в 2008 году были введены в строй 12 индустриальных, высокотехнологичных объектов, в числе которых 11 компрессорных станций и 1 узел замера газа. Еще 2 компрессорные станции находятся сейчас в стадии строительства. Все это позволит выйти на полную мощность в 55 млрд кубометров газа в год. А за истекшие 9 лет по данной артерии было транспортировано 200 млрд кубометров центрально-азиатского газа.

По состоянию на декабрь 2017 года по проектам ниток «А», «В» и «С» газопровода Казахстан-Китай было создано 1113 рабочих мест, из которых 90% – местные жители.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ВЕКТОР

Ввод в эксплуатацию нефтеперекачивающей станции А-НПС-3А в Атырауской области 12 октября прошлого года ознаменовал завершение всех работ по Проекту расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Казахстане и способствовал увеличению прокачки нефти из нашей республики в объеме от 52,5 до 60 млн тонн в год. Возведение объекта стоимостью порядка 92 млрд тенге началось в августе 2013 года, и на пике работ летом 2016-го здесь трудилось свыше 600 рабочих и специалистов инженерно-технического состава.

Напомним, с начала реализации Проекта расширения КТК в июле 2011 года на территории Казахстана был заменен 88-километровый участок нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, реконструированы НПС «Атырау» и НПС «Тенгиз», построены две новые станции – А-НПС-4 и А-НПС-3А, а также смонтированы объекты внешнего энергоснабжения – две новые воздушные линии электропередач 220 кВ протяженностью 224,5 километров каждая и две подстанции 220/10 кВ.

Управление проектом было возложено на дочернюю компанию АО НК «КазМунайГаз» – КОО «Казахстан Пайплайн Венчурс», по договорам строительного подряда работы выполняли АО «НГСК КазСтройСервис», ТОО «ПромСтройЭнерго», «Telvent Energia S.A.», ТОО «Ханиуэлл-автоматические системы управления» и другие.

Построенная А-НПС-3А оснащена современным оборудованием мировых производителей, имеющим высокий уровень автоматизации. В магистральной насосной были установлены четыре насосных агрегата с приводом от электродвигателей. Кроме того, были смонтированы фильтры-грязеуловители, узел регулирования давления, система по вводу антифрикционной присадки, системы жизнеобеспечения НПС, возведены системы автоматического пенотушения и сглаживания волн давления.

Завершение реализации Проекта расширения нефтепроводной системы КТК на территории Казахстана позволило консорциуму полностью удовлетворять заявки грузоотправителей как в текущих объемах, так и после увеличения добычи нефти в регионе. При этом гендиректор КТК Николай Горбань заявил, что в 2018 году система будет готова принять объемы в соответствии с проектной мощностью – 67 млн тонн в год. По данным КТК, за первые три квартала 2017 года консорциум принял 5 216 000 тонн нефти с месторождения Кашаган, 7 865 000 тонн – с Карачаганака и 21 432 000 тонн – с Тенгиза. С момента входа в систему нефти с месторождений Кашаган и имени В. Филановского качество нефти сорта CPC-Blend, как утверждает руководство консорциума, не претерпело существенных изменений: при отгрузке на Морском терминале КТК в 2017 году плотность нефти равнялась в среднем 46,2 oAPI, содержание серы – 0,54 масс%, практически аналогичные показатели фиксировались и в 2016 году – 46.5 oAPI и 0,52 масс% соответственно.

Ранее КТК построил ряд объектов по Проекту расширения и на территории России. Так, в мае заработали А-НПС-4А и А-НПС-5А в Астраханской области, ввод которых обеспечил дополнительный прирост мощности на каспийском участке нефтепровода КТК (от НПС «Атырау» до НПС «Комсомольская») до 10 млн т нефти в год. Летом сначала в Краснодарском крае была введена в эксплуатацию НПС-8 – последняя станция, строительство которой было предусмотрено Проектом расширения на территории Кубани, позволившая нарастить пропускную способность трубопровода на 20 млн т нефти в год на западном участке нефтепровода Тенгиз-Новороссийск: от НПС «Кропоткинская» до Резервуарного парка Морского терминала КТК. Затем в Ставропольском крае заработала НПС-5 пропускной способностью 61,2 млн тонн в год – вторая из двух станций, планировавшихся к строительству в этом регионе. Здесь были установлены четыре магистральных насосных агрегата с приводом от электродвигателей, смонтированы фильтры-грязеуловители, узел регулирования давления, система по вводу антифрикционной присадки, системы жизнеобеспечения НПС, возведены система автоматического пенотушения и система сглаживания волн давления.

В августе на Морском терминале КТК состоялось еще одно историческое событие – отгружена полумиллиардная тонна нефти. «Юбилейная» 500-миллионная тонна поступила в танки нефтеналивного судна Ohio, зафрахтованного разработчиком Карачаганакского месторождения – Karachaganak Petroleum Operating.

Николай Горбань обещал завершить Проекта расширения пропускной способ6ности системы КТК в четвертом квартале 2017 года, после чего плавно перейти на стадию эксплуатацию с учетом дополнительной мощности.

Инвестиционная программа КТК на 2017 год составляла $220 млн, из которых по основной деятельности – $70 млн, по завершению Проекта расширения – $150 млн. Предварительный прогноз по чистой прибыли консорциума по МСФО по итогам 2017 года составлял $792 млн, из них на долю АО «КТК-Р» приходилось $654 млн, АО «КТК-К» – $138 млн.

БЕНЗИН МИРОВОГО СТАНДАРТА

Реализация крупных проектов на двух нефтеперерабатывающих заводах – Шымкентском и Атырауском – в этом году ознаменовала готовность Казахстана к выпуску моторных топлив современных экологических стандартов.

Так, 30 июня ввод в эксплуатацию установки изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья мощностью 600 тыс. тонн в год позволил Шымкентскому НПЗ начать производство автомобильных бензинов экологических классов К4 и К5. Комплекс пусконаладочных работ здесь проводился с 31 марта. Объект был построен в рамках проекта модернизации и реконструкции Шымкентского НПЗ. Благодаря включению данной установки в технологический процесс НПЗ возможность по выпуску высокооктановых бензинов современных экологических классов возросла на 460 тыс. тонн в год. Уже 17 июля завод начал отгрузку новой продукции поставщикам через автоматическую установку точечного налива нефтепродуктов (АУТН) мощностью 2,5 млн тонн в год – единственную среди трех казахстанских НПЗ. Введенная в работу 23 июня, она обеспечила герметичный налив нефтепродуктов в вагон-цистерны.

Кроме того, начало пусковых работ на Комплексе глубокой переработки нефти (КГПН) Атырауского НПЗ 15 декабря 2017 года позволило также говорить о ближайших планах завода по выработке бензинов экологических классов К4 и К5 и увеличению глубины переработки нефти до 84%. Благодаря этому ежегодная мощность предприятия по переработке нефти должна возрасти с 5 до 5,5 млн тонн, по производству бензина – до 1,7 млн тонн, дизельного топлива – до 1,4 млн тонн, авиакеросина – до 244 тыс. тонн. Ранее, в июне, был осуществлен пробный запуск главного энергоагрегата установки каталитического крекинга мощностью более 20 МВт – уникального по своим параметрам и самого энергоемкого в Казахстане агрегата.

Строительство КГПН стало третьим, завершающим этапом модернизации Атырауского НПЗ. Всего в рамках данного проекта было построено 12 технологических установок и более 40 объектов общезаводского хозяйства, смонтировано свыше 1000 единиц крупногабаритного оборудования. В строительно-монтажных работах было задействовано около 4000 человек. Для последующей эксплуатации КГПН создано 490 новых рабочих мест.

НОВЫЙ БЕНЧМАРК И ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕБЮТ

Минувший год продемонстрировал интерес зарубежных рынков к размещению еврооблигаций национального холдинга «КазМунайГаз» и его дочерней компании «КазТрансГаз».

Сначала 19 апреля «КазМунайГаз» сообщил об успешном размещении трех выпусков своих международных облигаций общим объемом $2,75 млрд: $500 млн со ставкой купона 3,875%, подлежащих погашению в 2022 году; $1 млрд со ставкой купона 4,75%, подлежащих погашению в 2027 году; и $1,25 млрд со ставкой купона 5,75%, подлежащих погашению в 2047 году. Сделка сопровождалась значительным спросом со стороны международных инвесторов, превысившим $6,5 млрд, что позволило нацкомпании достичь целевого объема выпуска по привлекательным ценовым уровням. Параметры выпусков установили новый бенчмарк для самого «КазМунайГаза» и других корпоративных эмитентов Казахстана: ставка доходности для еврооблигаций с 5-летним сроком обращения на сумму $500 млн составила 3,95%, для еврооблигаций с 10-летним сроком обращения на сумму $1 млрд – 4,875%, а для еврооблигаций с 30-летним сроком обращения на сумму $1,25 млрд – 5,875%. Кроме того, данная сделка стала самым большим корпоративным выпуском еврооблигаций из стран СНГ, начиная с 2014 года. Еврооблигациям, имеющим листинг на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах, были присвоены рейтинги на уровне BBB– (Fitch) / BB (Standard &Poor’s) / Baa3 (Moody’s).

Затем 21 сентября АО «КазТрансГаз» объявило об успешном размещении 10-летних еврооблигаций, деноминированных в долларах США, общим номинальным объемом $750 млн, с листингом на Ирландской и Казахстанской фондовых биржах. Данная сделка стала долгожданным дебютом АО «КазТрансГаз» на казахстанском и международном долговом рынке капитала. О проявленном к размещению интересе свидетельствовал тот факт, что глобальная книга заявок превысила предложение в несколько раз. На пике размещения объем заявок достиг уровня $3,4 млрд. При этом инвесторы в Казахстане подали заявки на покупку еврооблигаций на сумму более чем $100 млн. В ходе торгов ориентир доходности был снижен с первоначально объявленного уровня в 4,7% до 4,5-4,6%, а затем до исторически минимального уровня в 4,4% – он стал итоговой ставкой для размещения.

СУДЬБА «КУРМАНГАЗЫ»: ПРОТОКОЛ К ПРОТОКОЛУ

Подписание президентами Казахстана и России дополнительного документа к протоколу к соглашению между РК и РФ о разграничении дна северной части Каспийского моря, состоявшееся в ноябре 2017-го в рамках ХIV Форума межрегионального сотрудничества двух стран в Челябинске фактически даровало еще один шанс проекту «Курмангазы». Новым протоколом была увеличена контрактная территория одноименной структуры, расположенной в казахстанском секторе Каспийского моря, и, кроме того, уполномоченным организациям по проекту ТОО «МНК «КазМунайТениз» (50%) и АО НК «Роснефть» (50%) предоставлен дополнительный период разведки сроком на шесть лет с возможностью последующего продления на четыре года.

Ранее территориально спорная структура Курмангазы, отмеченная на разных углеводородных картах под разными наименованиями (в Казахстане – Курмангазы, а в России – Кулалинская), была отдана под юрисдикцию РК в соответствии с подписанным 13 мая 2002 года главами РК и РФ протоколом к межгосударственному соглашению о разграничении дна северной части Каспийского моря, заключенному в 1998 году, в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Об условиях совместной разработки этой структуры Казахстан и Россия смогли договориться спустя три года после подписания исторического протокола, заключив 55-летнее соглашение о разделе продукции (СРП). Тогда для реализации проекта Казахстан частично удовлетворил просьбу «Роснефти», снизив вшестеро размер подписного бонуса.

Первая поисковая скважина, пробуренная в рамках начавшейся в 2006 году пятилетней разведки структуры, не обнаружила скоплений углеводородов, но, по заверению нефтяников, дала ценные сведения о геологических особенностях структуры. Сухой оказалась и вторая скважина. Обе они были ликвидированы как выполнившие свое геологическое назначение. Разумеется, о планах по подсчету запасов месторождения в 2010 году и коммерческой добыче нефти в 2014 году пришлось забыть. Партнеры по проекту принялись анализировать полученные геолого-геофизические данные, чтобы принять решение о дальнейшей судьбе Курмангазы. До настоящего времени.

НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Присоединение к АО НК «КазМунайГаз» его дочерней компании «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» (КМГ ПМ), занимающейся переработкой нефти и производством нефтепродуктов, реализацией нефти, продуктов переработки нефти и газа, а также поставкой ГСМ, расширило деятельность национального холдинга. Решение о слиянии было принято акционерами обеих компаний 30 ноября 2017 года в рамках реорганизации и смены организационной структуры и функционала подразделений «КазМунайГаза».

До сих пор каждая компания, работающая в составе нацхолдинга, осуществляла деятельность на основе собственных стратегий развития, однако руководство «КазМунайГаза» сочло это неэффективным. Предполагается, что, присоединив КМГ ПМ, а впоследствии и другую «дочку» – АО «КазТрансГаз», – национальная нефтегазовая компания откажется от управления активами через советы директоров, усилит корпоративный центр, в котором сосредоточатся все технические и коммерческие навыки группы, получит прямое влияние на деятельность дочерних и зависимых компаний, а также возможность оперативно принимать решения, влияющие на результаты.

Напомним, предшественником КМГ ПМ была компания «Торговый дом «КазМунайГаз», созданная в составе «КазМунайГаза» в 2002 году для выполнения транспортных и торговых операций с нефтью и продуктами ее переработки в Казахстане и за рубежом и переименованная в КМГ ПМ в 2010-м. В активе компании – ТОО «Атырауский НПЗ» (99,53%), ТОО PetroKazakhstan Oil Products (Шымкентский НПЗ, 49,7%), ТОО «Павлодарский НХЗ» (100%), ТОО «КазМунайГаз Өнимдери» (100%), ТОО «КазМунайГаз-Аэро» (100%) и ТОО СП Caspi Bitum (50%).

Планы реорганизации переформатировались несколько раз. Например, ранее обсуждалась возможность передачи магистральных трубопроводов АО «КазТрансОйл», занимающегося транспортировкой нефти, «дочке» «КазТранс­Газа» – «Интергаз Центральная Азия». Затем поиск решений привел к идее слияния «КазТрансГаза» и «КазТранс­Ойла» – она, впрочем, не нашла поддержки со стороны руководства нефтетранспортной компании в лице опытного нефтяника Кайргельды Кабылдина: по его мнению, это предложение не имело ни экономического, ни технического смысла. Решением совета директоров АО «КазТрансОйл» от 14 декабря 2015 года полномочия гендиректора этой компании Кайргельды Кабылдина были досрочно прекращены согласно поданному им заявлению. А спустя месяц «КазМунайГаз» официально заявил, что объединение признано экономически нецелесообразным.

***

Вопреки ожиданиям, в прошедшем году в нефтегазовой отрасли Казахстана не произошли события, изначально претендовавшие на лидирующие позиции в данном рейтинге. Речь идет о незакрытой сделке по продаже «КазМунайГазом» 51% акций KMG International китайской компании China Energy Company Limited (CEFC) и незавершенном споре по механизму раздела продукции на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении.

Ввиду того, что процесс согласований сделки в отношении KMG International давно завершен, ее закрытие, первоначально планируемое на 2017 год, является всего лишь вопросом времени. Заявленные поступления от продажи в размере $680 млн станут позитивным фактором для казахстанской компании. Партнерство «КазМунайГаза» и CEFC, обладающей неограниченными финансовыми возможностями, откроет перед ними новые направления сотрудничества в Европе.

Что касается коммерческого спора между Министерством энергетики и международным консорциумом Karachaganak Petroleum Operating B.V., продолжающегося больше двух лет и связанного с калькуляцией по разделу продукции Карачаганака, ни казахстанская сторона, ни участники проекта в лице Shell (29,25% после слияния с BG), Eni (29,25%), Chevron (18%), «ЛУКОЙЛ» (13,5%) и «КазМунайГаза» (10%) об итогах проводимых переговоров пока не информировали. За 20 лет с момента подписания окончательного соглашения о разделе продукции в разработку Карачаганака, на который сегодня приходится 49% газа и 16% жидких углеводородов, добываемых в Казахстане, было инвестировано свыше $22 млрд, а поступления в бюджет страны превысили $26 млрд. Однако, по мнению Министерства энергетики, Казахстан недополучает миллиарды долларов от этого проекта. По некоторым данным, Казахстан рассчитывает получить около $1,6 млрд и ранее отверг предложение карачаганакского консорциума об оплате порядка $300 млн в рамках урегулирования соответствующих разногласий. В июне и октябре Мурат Журебеков, генеральный директор ТОО «PSA» – подразделения «КазМунайГаза», уполномоченного представлять интересы минэнерго в СРП, заявлял о планах урегулировать данный спор до конца 2017 года. Результаты «мирных переговоров» между сторонами или рассмотрения спора в международном арбитраже в Стокгольме, куда параллельно обратилось Министерство энергетики, возможно, станут известны уже в этом году.

Источник