Четкий план антикризисного развития Казахстана
6 апреля этого года президентом страны была утверждена государственная программа инфраструктурного развития "Н?рлы жол" на 2015–2019 годы. Она направлена на кардинальное улучшение инфраструктуры страны как основы дальнейшего развития национальной экономики. Согласно госпрограмме, в 2019 году ВВП страны повысится на 15,7% (относительно 2014 года) с созданием почти 400 тысяч рабочих мест. По качеству базовой инфраструктуры рейтинга Всемирного экономического форума Казахстан улучшит позиции с 62-го до 57-го места.
Согласно программе "Н?рлы жол", одной из первых задач развития экономики страны является создание транспортно-логистической инфраструктуры, которая свяжет Астану и регионы высококачественными дорогами по лучевому принципу. Предусмотрена реализация 11 проектов строительства автодорог протяженностью более 7 тысяч км, общей стоимостью 2,4 трлн тенге и созданием около 200 тысяч рабочих мест.До 2020 года будут реализованы проекты "Центр – Юг" (Астана – Алматы), "Центр – Восток" (Астана – Усть-Каменогорск), "Центр – Запад" (Астана – Актау) и реконструированы автодороги республиканского значения. В 2015–2016 годы из Нацфонда будет выделено 300 млрд тенге с дальнейшим финансированием до 2020 года совместно с международными финансовыми организациями. В результате будет создан скоростной автодорожный транспортный коридор через всю страну, соединяющий Европу и Азию со значительным сокращением транспортных издержек товаропроизводителей, увеличением внутренних и транзитных грузопотоков и повышением трудовой миграции между регионами. Уже освоено 72 млрд тенге, задействованы 97 организаций, 27 тысяч рабочих. По итогам этого года по направлению Центр – Юг планируется открыть движение на 72 км, а на дороге Актау – Бейнеу (Центр – Запад) в эксплуатацию будет введено 100 из 270 км. Всего до конца 2015 года по всем направлениям будет построено и реконструировано 311 км дорог.Новые дороги не только будут способствовать развитию национальной экономики на макро-уровне, но и создадут условия для роста малого и среднего бизнеса городов и сел, через которые они пройдут. Например, трасса Центр – Юг пройдет через шесть городов и 16 населенных пунктов четырех областей: Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской и Алматинской.По Акмолинской области дорога Центр – Юг проходит через поселки Акбулак, Жибек-Жолы, Аршалы и Куйгенжар, где работает свыше 400 индивидуальных предпринимателей и предприятий. По Жамбылской области – через населенные пункты Шыганак и Аксуек с 77 субъектами малого и среднего бизнеса. Строительство дороги такого уровня открывает для местного бизнеса широкие возможности в сфере оказания придорожных услуг, в чем им помогут "Дорожная карта бизнеса-2020" и региональные программы развития.
В целях повышения экономического потенциала Прикаспийского региона госпрограмма предусматривает строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай (6,7 млрд тенге) и паромного комплекса в порту Курык (11,8 млрд тенге). Это снизит стоимость морской транспортировки грузов в портах отправления и доставки железнодорожных составов к паромному комплексу Курык. В результате к 2020 году в Казахстане будет два морских порта с объемом перевалки на Каспийском море порядка 25 млн тонн грузов. Сейчас на объектах ведутся строительно-монтажные работы, где задействованы 130 единиц техники и свыше 200 строителей.
Для повышения эффективности перевозок по направлению Север – Юг будут построены вторые железнодорожные пути на участке Шу – Алматы за 39 млрд тенге (2015–2016 годы). В итоге ежегодная пропускная способность грузов повысится с 25 до 80 млн тонн с сокращением времени в пути в полтора раза. 24 апреля этого года между АО "НК "?аза?стан темір жолы", ТОО "Компания "Жол жондеуши" и ТОО "Темиржол жондеу" заключен договор подряда на строительство железнодорожной линии под ключ. Начаты подготовительные работы, геофизическое обследование участков, мостов и водопропускных труб.
Другим важным фактором развития экономики страны является эффективная работа 10 специальных экономических зон, призванных привлекать инвестиции в обрабатывающие отрасли и развитие высокотехнологических инновационных проектов, на развитие инфраструктур которых выделяется 93 млрд тенге. Особое внимание в госпрограмме уделяется СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" и "Хоргос – Восточные ворота". Деятельность первой свободной экономической зоны направлена на создание первого нефтегазохимического комплекса страны для привлечения до 1,8 трлн тенге инвестиций для выпуска экспортоориентированной полимерной продукции с созданием более 6,5 тысячи рабочих мест. А СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" наряду с железной дорогой Жетіген – ?ор?ас и автомобильным коридором "Западная Европа – Западный Китай" сформируют мощный индустриально-логистический хаб между Европой и Азией. На завершение строительства инфраструктуры СЭЗ государство выделяет 37 млрд тенге, что увеличит оборот через Хоргос в 8 раз – до 4 млн тонн грузов в год с привлечением 150 млрд тенге инвестиций и созданием до 20 тысяч рабочих мест. В 2015 году будет завершено строительство инфраструктуры СЭЗ с терминалами для обработки железнодорожных грузов, инфраструктурных объектов логистических и индустриальных зон.
В развитии энергетической инфраструктуры страны ключевым проектом станет "Строительство транзита 500 кВ Север – Восток – Юг", что повысит надежность электроснабжения Восточно-Казахстанского и Алматинского регионов с усилением транзита в направлении Север – Юг. Данный проект будет осуществляться в два этапа: первый – по направлению Экибастуз – Семей – Усть-Каменогорск, второй – Семей – Актогай – Талдыкорган – Алматы. Этот проект будет реализован АО "КЕГОК" за 110 млрд тенге и позволит передавать в южные области Казахстана на 4 млрд кВт/ч в год больше нынешнего уровня.Особое место в госпрограмме уделено обеспечению эффективной деятельности коммунального хозяйства как базового элемента экономического роста страны. Модернизация ЖКХ, сетей водо- и теплоснабжения нуждается в 2 трлн тенге инвестиций – в этой связи из Нацфонда будет выделено 150 млрд тенге. С учетом средств, привлекаемых международными финансовыми институтами, ежегодное финансирование этого сектора составит не менее 200 млрд тенге до 2020 года. Модернизация сетей позволит к 2020 году снизить их износ с 65% до 53%, уменьшить потери, что повысит качество услуг по подаче населению воды и тепла. Уже начата реализация 86 проектов (котельные, тепловые сети, насосные станции, водоводы) во всех регионах страны.Программа "Н?рлы жол" решает и важные социальные вопросы населения страны. Одной из главных задач, поставленных главой государства, является строительство до 2020 года почти полутора миллионов квадратных метров социального арендного жилья (или более 29 тысяч квартир) на сумму свыше 250 млрд тенге из средств Нацфонда, инвесторов и застройщиков. Арендное жилье будет предоставляться на срок до 20 лет, без первоначального взноса с низкой ставкой вознаграждения. По механизму аренда с выкупом 50% жилья будет предоставляться молодым семьям, 20% – всем категориям населения и 30% –лицам, состоящим в списках очередей в местных исполнительных органах. Также планируется строить арендное жилье с выкупом по заявкам юридических лиц для своих работников в целях удержания кадров, стимулирования переезда в моногорода и села. В этом случае распределение жилья осуществляет работодатель. Арендный платеж за двухкомнатную квартиру площадью 50 квадратных метров составит от 23 до 56 тысяч тенге в месяц в зависимости от региона и механизма приобретения жилья (с выкупом или без). Этой программой охвачены все регионы. Так, в 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 487 тысяч квадратных метров (9 740 квартир) в городах Астане, Алматы и всех областях. А в 2016 году – 428 тысяч квадратных метров (8 560 квартир) в 13 регионах. Сегодня уже сданы
1 353 квартиры общей площадью 73,4 тысячи квадратных метров жилья на 8,5 млрд тенге в городах Астане, Алматы, Семее и Кокшетау.Учитывая кризисные тенденции в мировой экономике, программа "Н?рлы жол" предусматривает ряд антикризисных мер по поддержанию национального бизнеса в сфере машиностроения, экспорта и агропромышленного комплекса, а также реализации "Дорожной карты бизнеса-2020". Так, в этом году преду-смотрено льготное кредитование субъектов малого и среднего бизнеса, крупного предпринимательства за счет средств Нацфонда в 100 млрд тенге. Из них половина средств – для субъектов МСБ, другая – для крупного бизнеса. Деньги будут направлены на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств предприятий, загрузку мощностей действующих производств и рефинансирование займов банков второго уровня. Кроме того, в рамках соглашений между правительством и международными банками развития до конца 2017 года будет привлечено более 155 млрд тенге на кредитование МСБ. Это поможет увеличить к 2019 году объемы местного производства почти в два раза (до 351 млрд тенге).
Также государством поддержано производство отечественных автомобилей, вертолетов и пассажирских вагонов на 35 млрд тенге, а отечественный экспорт – на 50 млрд тенге. Например, основными условиями для конечных заемщиков при приобретении автомобилей являются: срок кредитования – не более пяти лет, ставка вознаграждения – не более 7,5% годовых, а обязательный первоначальный взнос – не более 20%. На этих условиях в течение пяти лет будет реализовано 5 900 отечественных автомобилей. В 2015 году для агропромышленного комплекса из бюджета будет выделено 20 млрд тенге, в том числе на субсидирование процентной ставки по кредитам, развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции, подведение инфраструктуры при реализации проектов по программе ДКБ-2020 и укрепление лабораторной базы для контроля технических стандартов. Поддержка экспортеров будет осуществляться путем предоставления предэкспортного и экспортного кредитования на срок до 20 лет под 7,5% годовых. Это обеспечит повышение конкурентоспособности продукции отечественных животноводческих и птицеводческих предприятий, сохранение уровня роста их производства, в том числе по молоку – на 15%, мясу и яйцам – на 10%. Также будет финансироваться подведение инфраструктуры к проектам "Дорожной карты бизнеса-2020", направленным на создание новых и модернизацию действующих производств. Она будет подведена к индустриальным зонам регионов на 5,1 млрд тенге. Также будет обеспечено подведение инфраструктуры к 40 проектам частного предпринимательства на 4,8 млрд тенге.
Программа "Н?рлы жол – Путь в будущее" является четким планом антикризисного развития страны с конкретными решениями и финансовыми средствами по поддержке крупного, среднего и малого бизнеса, а также широких слоев населения страны. Эта программа, рассчитанная на ближайшие пять лет, будет напрямую способствовать успешному развитию национальной экономики во всех отраслях на пути к цели, поставленной главой государства, – вхождению Казахстана в 30 наиболее развитых стран мира.